Вы находитесь здесь: Главная > Духовные практики и обычная жизнь > Несколько слов о воспитании детей

Несколько слов о воспитании детей

В моем детстве наши родители придавали большое значение воспитанию своих детей. Т.е. меня и моего старшего брата.

Все воспитание сводилось в основном к тому, чтобы мы не шумели, хорошо учились, прилежно вели себя в школе, здоровались с соседями, не создавали хлопот своим родителям, словом соответствовали понятию «хороших детей из приличной семьи». Многие мои ровесники - дети 60-х – 80-х - в моей истории узнают себя. Такое было время!

На смену серой, подравнивающей всех под одну мерку, эпохе соцреализма, пришла пора лихих 90-х с Перестройкой, сменой приоритетов «развитого социализма» на мечты о счастье в условиях демократии и рыночной экономики.

Поколение родителей 90-х (т.е. дети 70-х – 80-х), на своей шкуре испытавших приемы воспитания социалистической школы, опьяненных выбором возможностей, которые свалились на их неподготовленные к свободе умы, хотели своих детей растить по-другому! Но как? Каким образом воспитать свободного духом человека?

Родители того поколения считали, что детям надо разрешать все! Ведь они сами выросли в условиях «запрета на все». Родители того поколения не разделяли по смыслу понятия «свобода» и «вседозволенность».

Свобода предполагает выбор своего собственного решения. Свобода предполагает и ответственность за свое решение, за свои поступки и действия.

Вседозволенность – это безбашенное состояние, когда человек делает то, чего ему в этот момент хочется! И неважно, что будет потом с ним самим! Тем более неважно, как его решение или поступок повлияет на окружающих!

С того момента, как прекратил существовать Советский Союз, с его железным занавесом, с его пусть несовершенными, но все таки идеалами и моралью, выросло уже не одно поколение детей, воспитанных «свободными». Они действительно, в большинстве своем свободны от того, что делает человека  Человеком.

Пара десятилетий экспериментов со свободой в воспитании, а так же результаты этих экспериментов заставили задуматься и обратиться к своим истокам, к традиции.  Вспоминались мои бабушки и дедушки, их браться и сестры, теплые родственные отношения между ними.

В нашей большой семье сразу же приходили на помощь, если случалась беда. Было неважно – родной ты или троюродный, кем работаешь и какой у тебя достаток. Праздники объединяли за семейным столом всех! Все были равны!

Моя детская память запечатлела те потрясающие ощущения семейных торжеств, когда вместе собирались минимум 3 поколения родственников! В эти моменты я осознавала себя частью чего-то огромного, сильного, доброго! И очень хотелось сделать что-то нужное для своей семьи, для своего рода!

Желание сделать что-то для людей, внести свой вклад в семью, в общее дело, в жизнь, желание что-то отдать, поделиться искренне, от самого сердца – вот тот краеугольный камень, на котором строилось воспитание детей в традиции!

До 3-х 4-х лет ребенка называли чадо, или дитё, дитятко. В этом возрасте малыша пестовали. Еще бы, ведь он совсем недавно пришел в этот мир. Надо познакомить ребенка со всеми его красотами,  показать, что этот мир дружелюбен!

Именно до этого возраста ребенка носят на руках, принимают за него решения, играют с ним и развлекают его (ведь он пока самостоятельно этого делать не умеет, вот и обучают его старшие такой премудрости)!

Но наступает момент, когда ребенок понимает, что он и его родители – это не одно и то же, он может чувствовать, хотеть, мыслить не так, как его родители. Наступает момент, когда ребенку хочется делать самостоятельные шаги по его собственной жизни, принимать собственные решения!

Наступает момент, когда чадо взрослеет, и очень важно снять его со своих рук и поставить на ноги, предоставив ему возможность приобретать собственный опыт познания себя и мира! Мать и отец всегда находятся рядом, поддерживают, подсказывают, но не несут на своих руках повзрослевшее дитятко по жизни!

Ребенку с детства прививали способность заботиться о людях, чувствовать их. Уже с младых ногтей дети делали посильный вклад в благополучие семьи – помогали по дому, нянчились с младшими, мальчики рядом с отцами учились вести хозяйство по-мужски.

Это ведь и понятно! Семья – это наш общий дом. В нем можно укрыться от любых невзгод, здесь тебя любят и ждут, согреют и исцелят, если ты в этом нуждаешься! Каждый член семьи делает какой-то вклад в эту общую атмосферу.

В такой обстановке взращивался настоящий Хозяин или Хозяйка! Вопросы обустройства собственного быта не вызывают у них трудностей. Кроме того, забота о близких делает человека отзывчивым, добрым, щедрым. Согласитесь – это очень хорошие качества характера, мы ценим людей, обладающих ими!

Воспитывая ребенка в традиции, родители знали, что они привели душу этого человека в этот мир! Им доверили важную задачу – помочь этой душе проявить свою силу, раскрыться! От того воспитанию Души придавалось бОльшее значение, чем формированию интеллекта!

Люди понимали, что детство дается человеку для того, чтобы научиться жить и выживать самостоятельно! Жизнь будет ставить перед этим ребенком конкретные задачи, необходимые для развития именно его души! Жизнь будет подводить людей и события, которые нужны этому ребенку, чтобы его душа и дух раскрылись и окрепли!

Например, если человек имеет предпосылки к эгоцентризму и черствости, то в его жизни будут присутствовать люди и события, жестко обучающие его. Родителям надо помочь ребенку увидеть в подобных ситуациях благо для себя! Помочь скорректировать жесткие, трудные черты характера до того, как взрослая жизнь станет корректировать их по-взрослому.

В современном походе к воспитанию детей попирается основная идея – взращивать в ребенке желание что-то делать бескорыстно для своей семьи, для других людей! Родители всеми силами стараются закрыть свое чадо от пронизывающих событий взрослой жизни.

Мы храним болезненную память о тех испытаниях, через которые мы проходили, взрослея. Но позвольте! Ведь именно эти испытания сделали нас сильными! Закрывая ребенка от прохождения подобных уроков сегодня (а они соответствуют его возрасту и силе!), мы обрекаем его на прохождение их во взрослом возрасте, но уже возведенными в степень по уровню сложности!

Родителям следует задать себе вопрос: «Почему это происходит именно с моим ребенком?! Чему учат его эти люди, эти обстоятельства?!»

Подобные вопросы следует тем более задавать себе, если вы обнаружили, что имеется склонность к повторению схожих по смыслу ситуаций! Не спешите с разборками в школе, со сверстниками. Для начала проясните для себя – в чем  скрывается урок для моего ребенка?

Позвольте ребенку самому отвечать за свои поступки. Самый хороший опыт – это тот, который ты получаешь сам! Можно поддерживать, вдохновлять, подсказывать. Но не разрешать своим вмешательством проблему, которую ребенок создал сам, своим поведением.

Вера в то, что твои сын или дочь способны найти верное решение, справиться с негативными качествами своего характера – это самая действенная помощь родителей!

Самое главное – надо прекратить относиться к взрослеющему человеку, как к дитятку! Современные родители сами своим отношением к детям поддерживают их инфантилизм и неспособность разрешать какие бы то ни было  задачи!

Не забывайте о том, что легко исправить какие-то пробелы в воспитании, пока ребенок мал по возрасту. Гораздо труднее поправлять проблемы характера у 10-12 летнего отрока. Это практически невозможно сделать, когда подростку стукнет 15-16 лет.

Как говорит народная мудрость – «маленькие детки, маленькие бедки». А еще говорят «Береги платье с нову, а честь с молоду»! Помогите ребенку узнать, что же такое честь и подскажите, как сохранить её!

Марина Никоненко Copyright 2013

Понравилась статья,-расскажите друзьям!
Заходите пообщаться:

No related posts.

Теги: , , , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий